Музыка как одно из условий создания психологического комфорта дошкольников в свете Федеральных государственных требований.
В своем выступлении я раскрою образовательную область «Музыка» , КАК ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩИЙ ФАКТОР в образовательном пространстве детского сада «Светлячок» в свете новых Федеральных требований.
Программа «Детство» по которой работает наше дошкольное учреждение, основана на уважении личности ребенка, на внимательном отношении к его интересам и потребностям, на заботе о его эмоциональном благополучии. В целом программа носит ярко выраженный гуманистический характер.
Музыка - необходимый оздоровительный фактор, в частности, для состояния нервной системы малышей. Она воздействует на все психические процессы, причем без осознанного вслушивания.
Музыкальный руководитель использует элементы музыкотерапии , при помощи которой на безсознательном уровне формируются психологические установки оптимистического характера, обеспечивающие мобилизацию внутренних защитно- приспособительных резервов организма ребенка. Музыка становится для малышей источником , стимулом творческой и социальной активности. Под звучание музыки малыши осваивают развивающее пространство, взаимодействуют с педагогами и сверстниками, учатся самостоятельности в игровой деятельности. В группе малыши слушают разнообразную музыку – в том числе и классическую, которая в повседневной жизни вызывает у детей положительные эмоции. Приобщая детей к классической музыке во всех видах деятельности мы не ставим себе задачу вырастить вундеркиндов или музыкантов. В своей работе мы стараемся вызвать в ребенке отклик его сердца на добро и зло окружающего мира, научить детей слушать и смотреть на мир не только ушами и глазами , но и сердцем.
Музыка поддерживает эмоционально- камфортный климат в детском коллективе, благоприятно влияет на адаптацию детей к условиям дошкольного учреждения, гармонизирует развивающее пространство в группе, расширяет и обогащает представления детей.
Одна из основных форм работы – совместная работа музыкального руководителя Соловьевой И.В. и психолога Барановой М.Г. Они совместно ставят задачи и решают их на протяжении всего дня во время непосредственно образовательной деятельности, режимных моментах, прогулке, игровой деятельности. Работая с трудными детьми педагоги снимают с детей страхи и проблемы предлагая слушать успокаивающую музыку, выполнять расслабляющие упражнения, делать зарисовки, после которых проводятся беседы и выявляются причины их поведения и внутренние переживания.
Другая форма работы – совместные с родителями праздники и развлечения. Участие в этих мероприятиях не вызывает у родителей затруднений. Они хорошо знакомы с музыкальным и игровым репертуаром, знают задачи, которые ставят педагоги на данном возрастном этапе, а малышам черезвычайно радостно видеть маму или папу в роли зрителей или участников сказочных представлений.
Важнейшим элементом программы «Детство», ориентированной на ребенка, является индивидуализация : чем более индивидуально педагоги подходят к ребенку, тем эффективней их работа. Мы отдаем предпочтение в работе в музыкальных центрах групп., где индивидуализируем музыкально- образовательный процесс, исходя из интересов и возможностей детей. Такой вид общения наиболее комфортен для нервной системы малышей. Для этого создана динамичная предметно- развивающая среда, наполненная музыкальными инструментами для педагогов: фортепиано, муз. синтизатор, телевизоры и видиомагнитофоны, магнитофоны во всех группах, а также дидактическими играми, детскими музыкальными инструментами для свободного доступа детей, плоскостными музыкальными инструментами.
Работа с малышами в музыкальных центрах обычно предшествует музыкальным занятиям, на которых мы тоже проводим индивидуальную работу, учитывая уровень их развития, подтягивая тех ребят, которые отстают в силу своих индивидуальных способностей.
Все эти формы работы позволяют использовать музыку как средство необходимой оздоровительной работы с детьми.
Заведующая МБДОУ «Светлячок» Н.Н.Евграфова.