Проект по звуковой культуре

Персональный сайт

заведующего МБДОУ детского сада № 11   "Светлячок" р.п.Варнавино

Евграфовой Нины Николаевны

Проект по звуковой культуре

 

 

 

Проект по звуковой культуре речи с детьми раннего  дошкольного возраста "Звук-волшебник»

 


 

Пояснительная записка

Дошкольный возраст – важный период в становлении личности ребенка. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение звуковым строем языка у дошкольников заканчивается к 3 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается. В средней группе детского сада мы часто наблюдаем детей, речь которых малопонятна для окружающих: отдельные звуки не произносят, пропускаются или заменяются другими. Опасаясь насмешек, дети начинают стесняться своих ошибок, избегают общения со сверстниками. Появляется неуверенность детей в своих силах, что и ведет к негативным последствиям. Но при благоприятных условиях обучения дети способны к самокоррекции.

Учитывая важность, проблемы по этому вопросу и результаты диагностики в нашей группе был запущен проект по воспитанию звуковой культуры речи посредством дидактических игр и упражнений.

Проект: “Звук-волшебник”

Направление: практико-ориентированный

Сроки реализации: 1год.

Цель: воспитание звуковой культуры речи у дошкольников посредством дидактических игр и упражнений.

Задачи:

·         Развивать речедвигательный аппарат;

·         Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных (р, л) звуков;

·         Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова начинающиеся на определенный звук;

·         Совершенствовать интонационную выразительность речи детей.

Способы оценки:

·         диагностика уровня сформированности звуковой культуры речи детей;

·         наблюдения;

·         анализ игровой деятельности дошкольников.

Ожидаемый результат: участие в проекте будет способствовать формированию правильного звукопроизношения, развитию фонематического восприятия, выработке хорошей дикции у детей среднего дошкольного возраста.

На подготовительном этапе: подобрала и изучила методическую, научную и художественную литературу по теме проекта; провели диагностическое обследование детей по звуковой культуре речи; провели родительское собрание с целью включения родителей воспитанников в проектную деятельность; подобрали и систематизировали игры и игровые упражнения; оформили в группе речевой уголок.

На деятельностном этапе были проведены следующие мероприятия:

·         занятия по звуковой культуре речи;

·         дидактические игры, игровые упражнения;

·         занятия по продуктивной деятельности (лепка, аппликация, рисование);

·         чтение художественной литературы ( чистоговорки, скороговорки, стихотворения, загадки на определенный звук);

·         фонопедические упражнения по методу В.Емельянова для укрепления гортани и привитии навыков речевого дыхания;

·         артикуляционную гимнастику;

·         “Слушание звуков улицы”;

·         подвижные игры;

·         консультации для родителей, оформление папок-передвижек.

Родители принимали активное участие в реализации проекта. Вместе с родителями в группе был оформлен речевой уголок – “Копилка слов”, картотека дидактических игр и игровых упражнений; сборник стихов и сказок, придуманных дома.

На заключительном этапе:

·         проведение диагностического обследования детей по звуковой культуры речи;

·         подведение итогов реализации проекта на родительском собрании;

·         оформление выставки “Звук-волшебник” для родителей, детей и педагогов ДОУ с использованием ТСО;

·         оформление тематической папки “Дидактические игры для развития звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста”.

Критерии отслеживания результативности:

·         дети правильно произносят гласные и согласные звуки;

·         дети умеют различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук;

·         отчетливо произносят слова и фразы;

·         пользуются умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности.

Предлагаем игры и упражнения по формированию звуковой культуры речи детей:

Игра “Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем”

Цель: развитие длительного, плавного выдоха, закрепление произношения гласных звуков.

Вариант 1. Педагог предлагает детям пропеть гласный звук, одновременно прокатывая шарик по столу. Ребенок делает вдох, плавно катит шар товарищу, пропевая гласный: А — А — А — А — А — А.

Вариант 2. Игру можно проводить сидя на полу – в кругу или парами, пропевая заданные педагогом гласные звуки и катая мяч. Педагог обращает внимание детей на то, что мяч нужно прокатывать плавно, звук пропевать протяжно.

Игра “Стучалочка” Звуки я сказать хочу и по мячику стучу.

Цель: тренировка четкого произношения гласных звуков, развитие фонематическою восприятия.

Ход игры. Дети и педагог садятся в круг. Мяч зажат у каждою между коленями. Педагог произносит гласные звуки, отстукивая кулаком по мячу. Дети повторяют индивидуально и хором. Звуки отрабатываются в изолированном произношении с постепенным увеличением числа повторений на один выдох, например: А АА ААА Э ээ эээ О ОО ООО У УУ УУУ Затем можно произносить различные сочетания звуков: ААЭ АЭО ААУ

Интонационное выделение слова

Цель: учить ребенка интонационно выделять слова в чистоговорке.

Задача: автоматизировать звук во фразе, развивать интонационную выразительность речи.

Вариант 1

Взрослый составляет чистоговорку вместе с ребенком (например, са-са – идет лиса).
Затем взрослый спрашивает ребенка: “Са-са – идет КТО?”, голосом выделяя слово-вопрос. Ребенок отвечает, голосом выделяя слово-ответ.
Чистоговорку лучше выложить маленькими фишками, а слово-ответ – большой фишкой:

Например: са-са – идет ЛИСА

Вариант 2

Взрослый задает к чистоговорке вопрос, а ребенок отвечает, ориентируясь по схеме, выложенной фишками:

В: Са-са – ЧТО ДЕЛАЕТ лиса?
Р: Са-са – ИДЕТ лиса

Вариант 3

Ребенок отвечает на вопрос без зрительной опоры, голосом выделяя нужное слово.

Игра “Будьте внимательными”

Цель. Научить детей правильно произносить звук [щ] в словах.

Содержание. Дети сидят лицом к воспитателю. Он предлагает:

– Сегодня мы будем искать звук [щ] в словах. Я говорю слова, а вы хлопайте в ладоши, если услышите этот звук. (Слова: “щука”, “лампа”, “веник”, “щетка”, “поезд”, “кубики”, “щенок”, “щи”, “хлеб”, “дрова”, “щепки”. др.)

Игра “Комары”

Цель. Развивать фонематический слух, закреплять произношение звука [з] в словах.

Содержание. Дети делятся на две подгруппы. Первая подгруппа- дети, гуляющие по лесу, вторая – дети, изображающие комаров.

1-я подгруппа:

Комары, комары!
Вы уж будьте добры:
Не кусайте вы меня
Столько раз средь бела дня.

2-я подгруппа:

Отвечали комары:
– Мы и так к тебе добры.
Чтоб тебя нам не кусать,
Должен ты слова сказать
Звонкие, звенящие, комароговорящие.

Дети первой подгруппы говорят слова со звуком [з], а дети второй подгруппы проверяют их правильность.

Игра “ Найди игрушку”

Цель. Закреплять произношение звуков [л] [л?] в словах.

Содержание. Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг и назвать предметы и игрушки со звуком [л], [ л?]. Дети называют: “ Лошадка, лампа, велосипед, стол, стул, кукла” и т.д. Слушая ответы детей, воспитатель просит их выделить в словах голосом звук [л], [л?] так, чтобы все его хорошо услышали, например: лллампа, столлл.

Воспитатель следит, чтобы дети правильно подбирали слова, четко произносили слова с заданным звуком, выделяли его голосом. Неправильные ответы разбираются всей группой.

Методическое сопровождение проекта:

1.     Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн.для воспитателя дет. Сада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1991.

2.     Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 4–5 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

3.     Колесникова Е.В. Развитие звуковой культуры речи у детей 4–5 лет. – М.: Изд-во “Ювента”, 2002.

4.     Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

5.     Комратова Н.Г. Учимся говорить правильно: Учеб.-метод.пособие по развитию речи детей 3–7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2004.

6.     Крупенчук О.И. Стихи для развития речи.– СПб.:ИД “Литера”, 2003. Максакова А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя.

7.     Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой. Т.С.Комаровой. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Мозайка-Синтез, 2006.

8.     Развитие речи детей 4–5 лет: Метод.пособие для воспитателей дошк.образоват.учреждений/ Т.И. Гризик, Л.Е.тимощук. – М.: Просвещение, 2004.

9.     Светлова И.Е.Звук/Ил.А.Проскурякова. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 48 с., ил. – (Божья коровка).

10.  www.ourkids.ru/

 

Дата последнего обновления страницы 28.01.2020
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера. СОГЛАСЕН
Загружается...