Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:

Персональный сайт

заведующего МБДОУ детского сада № 11   "Светлячок" р.п.Варнавино

Евграфовой Нины Николаевны

Воспитание культуры поведения

 

 

"Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста"

 

Основным принципом формирования культуры поведения ребёнка дошкольного возраста, является воспитание его в коллективе и через коллектив. Именно в коллективе закладываются основы умений совместно и дружно играть и трудиться, проявлять сочувствие друг к другу, ответственности за участие в общем деле, оказания взаимной помощи, то есть основы культуры поведения.

Культура поведения дошкольника – это совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности. Культура поведения не сводится к формальному соблюдению этикета. Она тесно связана с нравственными чувствами и представлениями и, в свою очередь, подкрепляет их.

В содержании программы культуры поведения дошкольников можно условно выделить следующие компоненты: культура деятельности, культура общения, культурно-гигиенические навыки и привычки.

Культура деятельности проявляется в поведении ребёнка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений.

Формировать у ребёнка культуру деятельности – значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет; привычку доводить до конца начатое дело, бережно относиться к игрушкам, вещам, книгам.

Культура общения предусматривает выполнение ребёнком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в быту, в общественных местах.

Культурно-гигиенические навыки предусматривают содержание ребёнка в чистоте лица, рук, тела, причёски, одежды, обуви. Культуру еды относят к гигиеническим навыкам. но её значения не только в выполнении физиологических потребностей. Культура еды имеет и этический аспект – ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом, а также к тем, кто приготовил пищу.

Дети лишенные родительского попечения уже на первом году жизни отличаются от своих ровесников проживающих в семье: они вялые, апатичны, лишены жизнерадостности, у них снижена познавательная активность, слабо проявляются эмоции. Также для этих детей характерно нарушение социализации: они не умеют вести себя за столом, не способны адаптироваться в незнакомой среде и новым обстоятельствам. В последствии это приводит к проявлению дивиантного поведения в более старшем возрасте.

Таких детей необходимо приучить сначала к режимным моментам – умывание, одевание, сон, питание и т.д., которые предоставляют благоприятные возможности для воспитания культуры поведения.

В нашей семье проживает 11 детей:

от 3 до 5 лет – 4 ребёнка,

от 5 до 6 лет – 7 детей.

Наблюдения показывают, что 50 % детей не владеют культурно – гигиеническими навыками, у 90 % - детей не развита культура общения, а культура деятельности не развита у 30 % детей.

Анализ психолого-педагогической литературы по данному вопросу показал, что этой проблемой занимались Мудрик А.В., Буре Р.С., и другие. Изучение трудов этих авторов, а также изучение программ “Детство”, “Азбука общения” позволило сделать вывод, что решение проблемы “Воспитание культуры поведения” в условиях образовательных учреждений для детей – сирот дошкольного возраста недостаточно проработано. Поэтому возникла необходимость в создании программы “Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста в условиях Петропавловского детского дома”.

Цель: Формирование полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения детей в быту, в общении, в различных видах деятельности.

Задачи:

Привитие навыков культурного общения.

Формирование культурно – гигиенических навыков.

Формирование начальных элементов трудовой деятельности.

Программа рассчитана для занятий с детьми от 3 до 6 лет в течение 3 лет. В основу тематического плана второго и третьего года занятий с детьми взята программа “Азбука общения” Шипициной Л.М.

В данной программе предусматриваются следующие направления воспитательной работы:

культура деятельности;

культура общения;

культурно-гигиенические навыки.

При реализации программы очень важно учитывать следующее:

При воспитании у детей дошкольного возраста положительных навыков и привычек необходимо придерживаться следующих принципов единства и целостности воспитательного процесса, т.е. взаимосвязи задач, методов и средств воспитания: последовательности, систематичности в воспитании; повторности упражнений в формировании навыков и привычек при рациональном распределении этих упражнений во времени. Положительные результаты в воспитании культуры поведения возможны в сочетании требовательности с уважением и доверием к детям.

Механизм воспитания заключается в нравственном становлении личности. У ребёнка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, т.е. важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества. Для предупреждения плохого поведения важное значение имеет профилактическое обучение. Занимаясь профилактическим обучением с маленькими детьми необходимо превращать это в игру. Такое обучение предполагает следующие этапы:

Сначала надо обсудить с ребёнком, что мы хотим от него, пояснить на конкретной ситуации. Далее – надо объяснить, почему он должен так делать, постараться придумать довод, близкий и понятный ребёнку. А затем должна быть практика – игра. Проводить такое обучение лучше перед самой ситуацией, так как впрок дети обучаются плохо.

Когда ребёнок научился правильно себя вести, важно поддерживать хорошее поведение. Действенным способом поддерживать и укреплять новое поведение, пока оно не станет привычным, является похвала и разбор результатов, которые принесло это хорошее поведение. Предполагается использование следующих методов в процессе проведения занятий:

разъяснение, разбор подобных ситуаций из книг, фильмов;

пример правильного поведения других детей;

специальные игры, в которых ребёнок тренируется в выборе правильных способов поведения.

Занятия будут проводиться со всеми детьми одновременно.

Критерии результативности

Возраст

Культура общения

Культура деятельности

Культурно-гигиенические навыки

3 – 4 года

Пользоваться словами вежливого обращения. Быть приветливым и вежливым со всеми взрослыми.

Соблюдать чистоту и порядок в своём игровом уголке, за своим столом. Везде и всегда бережно относиться к вещам, игрушкам.

Содержать в чистоте лицо, руки, одежду, обувь. Пользоваться салфеткой во время еды. За столом сидеть прямо, не класть локти на стол. после прогулки тщательно вытирать ноги.

4 - 5 лет

Не перебивать взрослых, не вмешиваться а их разговор. Подать стул или уступить место вошедшему взрослому. Поднять и вежливо подать оброненный кем-то предмет. Слушать старших внимательно, стоять спокойно, смотреть в лицо собеседнику.

Доводить начатое дело до конца. Выполнять работу только хорошо. Если что-то не понял, переспросить старших или товарищей. Быть настойчивым в достижении цели.

Вставать утром всегда в одно и то же время. делать утреннюю гимнастику. Тщательно умываться, чистить зубы, аккуратно причёсываться. Правильно пользоваться столовыми приборами. Кушать не торопясь, аккуратно, бесшумно, тщательно пережевывать пищу.

Возраст

Культура общения

Культура деятельности

Культурно-гигиенические навыки

5 – 6 лет

Мальчикам пропускать вперёд девочек. Помогать малышу или сверстнику застегнуть, надеть пальто, повязать шарф. В общественных местах говорить спокойно, негромко. С уважением относиться к труду старших, не мешать взрослым.

Не сидеть без дела. Никогда не откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня. Любить природу, заботиться о животных. Пользоваться книгами за столом, беря её чистыми руками, не загибая углы страниц.

Закончив еду класть прибор в тарелку, а не на скатерть. Вечером прежде чем лечь спать, привести в порядок свою одежду и обувь. Чистить свою обувь, аккуратно вешать свою одежду. Спускаться по лестнице, держа спину прямо, придерживаться за перила.

 

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"