Духовно- нравственное воспитание детей дошкольного возраста через познание истоков русской народной культуры. 

  Наш детский сад «Светлячок» работает по программе «Детство» В.И.Логиновой, выполнение задач которой предполагает превышение государственных стандартов по всем видам детской деятельности.

   В настоящее время большое внимание мы уделяем вопросам приобщения детей к истокам русской национальной культуры.

    Дошкольный возраст- фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал.

   Самое большое счастье для родителей- вырастить здоровых и высоконравственных детей.

   Меняются времена, эпохи, люди, но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету , красоте, истине.

  Духовно-нравственное воспитание- одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна сегодня решаться всеми, кто имеет отношение к детям. То ,что мы закладываем в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

  В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение. Осознание критериев морали происходит на много позднее, чем формируются нравственные чувства и алгоритм поведения.

  Педагоги нашего детского сада нравственное воспитание детей строят таким образом, чтобы развивать у детей положительное эмоциональное отношение к близким и сверстникам, окружающему миру, через познание истоков русской народной культуры, декоративно-прикладного и фольклорного искусства.

   Детский коллектив является условием, средством и местом формирования личности каждого ребенка.

  Знакомя детей с народным творчеством, мы погружаем их в атмосферу национального быта(соответствующим образом оформляем группу – макет русской печи, а рядом – кухонная утварь, самовар, прялка с веретеном, куклы из соломы, развешиваем вышивки , кружева, старинные полотенца, ставим лавки, расстилаем тканые половики, )-что позволяет детям глубоко проникнуться культурой своего народа.

 В такой атмосфере мы знакомим детей с русскими народными играми, изучаем малые фольклорные формы-сказки, песни, частушки, потешки, пословицы, поговорки.

Знакомим с праздниками и традициями русского народа на «Посиделках», Фольклорных праздниках.

  Знакомство с народным искусством происходит прямо на занятиях, когда детей знакомят с дымковской и филимоновской глиняными игрушками и сразу им предлагается быть непосредственными создателями-мастерами таких произведений. Дети с восторгом создают  своих глиняных героев, которые потом расписывают гуашью соответствующей росписи .Работы  дошколят остаются в группе для дальнейших игр.

  Для возрождения национальной культуры и воспитания нравственно- патриотических чувств в старшей группе детского сада оформлен уголок патриотического воспитания ( символика России, гимн, флаг, портрет Президента России),  для педагогов имеется достаточно новейшей методической литературы  по данному вопросу.

  Обязательное условие успешного влияния на детей – это искренняя любовь к ним. Любовь- творец всего доброго, сильного, теплого и светлого.

  Россия – наша Родина. Чтобы считать себя ее сыном или дочерью мы учим детей ощущать духовную жизнь своего народа. Корни этого влияния – в языке своего народа, который усваивает ребенок в его песнях, музыке, играх и игрушках, которыми он забавляется, впечатления от родного края, труда, быта, нравов и обычаев людей, среди которых они живут.

  Не преувеличивая, можно сказать, что  духовно- нравственное воспитание детей зарождается в раннем детстве, именно в тот период развития, который отличается особой восприимчивостью.

  Главным условием реализации данной темы является естественное «вхождение» в целостный педагогический процесс, который выстраивается по принципу  тематического доминирования  воспитательно- образовательных целей.

 Заведующая МДОУ «Светлячок»  Н.Н.Евграфова.